Как новые иезуиты достигают мира по интернету
340 тысяч беженцев больше 25 лет живут на границе Кении и Сомали
04.07.2017
Йоханнес Раймер: «Комплексная проблема требует комплексных решений»
05.07.2017
Показать все

Монастырь из 10 монахинь на итальянском острове Сардиния пользуется социальными сетями, чтобы рассказывать о работе общины и поддерживать ее выживание. Это может показаться удивительным, учитывая то, что монахини выбрали жизнь, отделенную от мира.

Будучи католическим богословом, сконцентрированным на церковной и религиозной жизни, я провёл исследование, показавшее, что обращение монахинь к киберпространству – это лишь одна из глав долгой истории религиозных орденов, использующих передовые средства коммуникации.

История о том, как иезуитский орден рос в 16 веке, – захватывающее тематическое исследование.

Общение ради скрытого самодостаточного развития

Почти все римо-католические мужские и женские ордены в Европе и Северной Америке за последние десятилетия претерпели резкое падение членства. Среди тех, кто сильно пострадал, было много уединенных женских общин, которые практикуют жизнь в молитве и работе за стенами, отделяющими их от более широкого мира.

Монахини монастыря Сэнт Клэр. Габриэль Кальвиси, CC BY

Одним из таких монастырей, испытывающих большие затруднения, является монастырь Сэнт Клэр, который был основан в 14 веке в западно-средиземноморском сардинском городе Ористано. Сегодня это сообщество сократилось до 10 сестер, большинство из которых уже пожилые, некоторым из них уже около 90 лет. В то время как все сестры участвуют, насколько это возможно, в восьми ежедневных молитвенных встречах, лишь немногие могут заниматься садоводством, шитьем и детьми, а также общаться с людьми, которые приходят поговорить или просить молитвы. Пожилые монахини, конечно же, должны сами о себе заботиться. Сегодня, чтобы выжить, необходимо искать более широкую поддержку и новых членов.

Еще в средние века, когда монастыри распространялись в Западной Европе, они часто располагались в городах или поселках. Монахи и монахини, которые отошли от окружающего общества, тем не менее предлагали своим посетителям ознакомительные посещения. Люди могли приходить в монастырские часовни, чтобы слушать и молча молиться во время пения хора. Именно благодаря такому взаимодействию между монастырем и «миром» призыв присоединиться к общине постепенно исчез. Мужчины и женщины приобщались к жизни монастыря, посещая его.

Однако сегодня такой призыв может проходить через всемирную паутину. Присоединившись к ряду многочисленных общин и монастырей по всему миру, сестры Сэнт Клэр признали необходимость улучшения презентации того, кто они и что они могут предложить миру. Их самый младший член, 42-летняя сестра Мария Катерина запустила сайт сообщества и страничку в Facebook.

И это не первый случай, когда религиозные общины думают о лучшем способе коммуникаций, чтобы можно было расширять свое членство.

Рост ранних иезуитов

Общество Иисуса – это монашеский орден священников и братьев, широко известных как иезуиты, уходит корнями в 1541 г. Вначале эта группа состояла из семи друзей, которые обрекли себя не только на бедность, безбрачие и послушание, но и на возможность для папы послать их в любую миссию.

В отличие от монашеских религиозных общин, иезуиты были апостольским, то есть миссионерским орденом. Этот тип римо-католического ордена, вместо того, чтобы быть закрытым, «находится на миссии» в «мире».

К тому моменту, когда те немногие учредители скончались, орден уже вырос до тысячи. Ключом к этому успеху стало распространение рукописных писем – сегодня это самое редкостное средство, но оно служило жизненно важным инструментом коммуникации своего времени.

Новый иезуитский орден быстро получил приглашение от церкви и представителей королевской власти для создания миссий в Азии. Письма между религиозными начальниками и их людьми за границей, как и следовало ожидать, передавали информацию, искали или выдавали указания и передавали советы. Некоторые письма, однако, были предназначены для поддержки ордена, для обучения членов и для привлечения новых людей.

Иезуитский историк Джон О’Мэлли объясняет: «Самое главное, что иезуиты и другие люди изучали о том, кто такие иезуиты, читая об их деятельности».

Письма Френсиса Ксавьера способствовали росту ордена иезуитов. Библиотека Бернса, Бостонский колледж, CC BY-NC-ND

Френсис Ксавьер – первый миссионер-иезуит, отправившийся в Индию и Японию. Он отправлял письма не только своим религиозным вышестоящим руководителям в Риме и Португалии, но и португальскому королю Иоанну III с 1542 по 1552 год. Во время богослужений, которые проводились по всему королевству, по приказу короля, каждое из восьми писем Ксавьера читалось публично. Письма, в которых были просьбы о хороших новых членах способствовали быстрому росту молодого Общества Иисуса еще в Европе.

Между тем, орден иезуитов разработал собственную систему писем, которые пересылались внутри ордена и между общинами. Важнейшими примерами являются полугодичные циркулярные письма Хуана де Поланко в середине 16 века. Поланко служил исполнительным секретарем первых трех иезуитских глав религиозного ордена в Риме. В его письмах говорилось о формировании руководства в иезуитском образе жизни и их образовательной системы. Эти письма создали особый иезуитский стиль религиозной жизни и спроектировали то, что оказалось привлекательным для новых членов.

Письма иезуитов в другие страны, например, письма от Френсиса Ксавьера и официальных лиц в Европе, доставлялись торговыми судами, что часто занимало по несколько лет для достижения своих предполагаемых получателей. Для распространения писем среди более широкой аудитории – например, среди членов иезуитских домов или людей, посещающих богослужения в Португалии короля Джона, их нужно было копировать вручную.

Эволюция печатного станка перенесла письменное слово на страницы книг, журналов и газет. В течение 20-го века массовая коммуникация прошла через развитие телефона, радио, кино, телевидения и интернет. Обмен идеями и информацией все больше возрастал по объему и достижению.

Новые иезуиты достигают мира по интернету

На протяжении современного периода католические учреждения и религиозные ордены, в том числе иезуиты, используют все средства коммуникации. Совсем недавно, из Ватикана через региональные и местные учреждения, в интернете появилось распространение католического присутствия. На сайтах в основном представлена ​​информация об определенной епархии, школе или религиозном ордене. Где-то используется журналистика традиционного стиля, такая ​​как журналы и газеты для передачи сообщений.

Группа молодых американских иезуитов также запустила свою собственную интернет-платформу The Jesuit Post. Их блоги и твиты направлены на их поколение. Как они говорят на веб-сайте, эти молодые иезуиты стремятся «показать, что вера имеет отношение к современной культуре и что Бог уже работает в ней». Как циркуляционные письма в былые времена, так в наши дни киберпостинг способствует продвижению имиджа иезуитов. Другие апостольские ордены, такие как доминиканцы, тоже это делают.

Поделившись о своей работе с помощью новейших средств коммуникации, эти религиозные ордены только адаптируют то, что было давней традицией установления контакта с миром. Даже для уединенных монахинь, как, например, в Монастыре Сэнт Клэр, оставаться на плаву в этом огромном мире – это дело, которое зависит от того, как они делятся своей жизнью в интернете.


Оригинал: Брюс Т.Моррил, Theconversation.com

Перевод: Виктория Ширченко

Добавить комментарий